Мангазея – миф или реальность?
Откуда у меня появилась информация о Мангазеи, не могу вспомнить до сих пор. Идею о Норильске подкинули ребята из Нисан Мотор на финальном этапе Кубка городов Югры, может раскапывая информацию по Норильску всплыла и Мангазея.
Мангазея – на слух, что то непонятное, красивое, интригующее.
В эту экспедицию вызвались поехать, Крематор, Креазот, Андрюшенька. Еще до Нового года, мы созванивались с Андрей Андреевичем, который меня убеждал, что никакой Мангазеи не существует вовсе. Скажу честно, за прошлый год устала так, что ехать было лениво и если бы не ребята, которые на форуме не давали этой теме заглохнуть, ничего бы и не состоялось. К самой поездке выяснилось что Креазот заболел и поехать не сможет, в итоге на старт вышли три машины
1. ШНивулька – Деренок Наталья (Я)
2. Мерседес – Крематор (Марат), Шамиль
3. Сантафе – Андрей Андреевич(Андрюшенька), Дядя Петя(Борис – присоединился к нам на посту Ноябрьска)
Проводить сумасшедших приехал Борис Засада, за что ему отдельное ОГРОМНОЕ Спасибо!!!
Киномеханику так же ОГРОМНОЕ Спасибо, за то что не оставил без внимание нашу поездку. Приехал снял видео, пожелал счастливой дороги, привез штурмана, который оказался забаненом на нашем форуме Борисом
Дорога до Уренгоя не составила никаких проблем, выехав утром из Сургута мы к вечеру добрались до заправки в Уренгое перед зимником. Вот тут то и начали происходить те события которые и позволили добиться результатов.
В это же время к заправке подъехала Нива, водитель, заинтересовался нашими наклейками, поговорил с ним, выяснилось, что сам он едет в Красноселькуп куда и лежал наш путь.
Сделаю отступление, при проработке маршрута, из инета была получена информация, что до Мангазеии можно добраться, по зимникам Уренгой – Красноселькуп, от Красноселькупа есть зимник на Сидоровск, а уже от туда рукой подать до Мангазеи, поэтому план был такой, 4го мы доезжаем до Красноселькупа, ночуем там, потом едем на Сидоровск. А там дальше видно, сможем пробиться до Мангазеии или нет.
И так, заправка, Нива идет впереди, за ней Марат на Мерсе, следом Андрюшенька, колонну замыкала я, в такой последовательности мы и шли до самого Красноселькупа, как оказалось, это был не лучший вариант, обратно мы уже возвращались перестроившись.
Первые два поста, не доставили нам никаких хлопот, так как Александр всем объяснял что мы вместе На втором посту он от нас приотстал, так как надо было задержаться по работе, поэтому к последнему третьему посту мы подъехали втроем, где и получили информацию, что зимник закрыт %) С пеной у рта, били себя в грудь левой пяткой, мы объяснили ребятам на КПП что едем на ЖИПАХ и нас пропустили гы.
120км зимника, Борис ехал у меня, он был штурманом на 2е машины у Андрей Андреича и у меня, и мы с ним прикидывали, что время около 19-00, значит к 22-00 мы будем в Красноселькупе, наивные
На зимнике нас догнал Александр и еще один Саша, местный олигарх на мазде пикапе с семьей. За 90 км до села, мы сделали перекур 5тью машинами, где нам и объявили что дальше начнется полная опа.
Красочно описать, что было я не смогу, скажем так, после первого перемета, где мы воспользовались лебедкой, я ее опять свернула и крышку на радиатор прикрутила, потом, я перестала прикручивать крышку, потом убирать пульт, положила его под капот, потом трос намотали просто поверх номера В итоге, последние 20км, нас честно протащили на веревке за Уралом, до этого пытались ехать сами, но тож не очень удачно
Колесо на ШНиве мы честно меняли минут 40 %(
Периодически приходилось будить то Марата с Шамилем, то Андрюшеньку с Борисом, так как к концу поезде по зимнику нас собралось машин 10, поэтому пока одна из них брала очередной кусочек тундры, остальные сидели и ждали. Ко мне подсел местный представитель службы безопасности Артур с которым мы всю дорогу и проболтали
Красноселькуп поразил всех, сказочный, нарядный, сверкающий городок, тихий тихий. К нему мы подъехали в 12 дня 5 января
Достоянием местных мы стали сразу
Уже на подъезда к Мангазеи стало понятно что едем в тупик
Разговор с Сашей на Ниве
-Вы куда едете?
-В Мангазею
- (удивление) Вас приглашали?
-(теперь удивление у меня ) для этого нужно приглашение?
В итоге оказалось, для местных Мангазея – это нефтяная местная компания, для нас же раскопки и столбик с надписью . Из Красноселькупа других дорог нет, сворот на Сидоровск был где то в начале, так же по пути видели указатель на Ванкор(это к теме по Норильску)
Переночевав в Красноселькупе и отметившись у всех памятниках, посетив церковь Василия Мангазейского, Музей мы выехали в обратный путь.
Дорога обратно заняла гораздно меньше времени, и если бы не китаец упавший нам на хвост, проехали бы еще быстрей.
Хотелось бы пару слов сказать о Шамиле, вот это энергия, потрясающе, все время, он был первым с лопатой и тросом у очередной застрявшей машине. Шамиль, респект огромный!!!
Выехав к Уренгою, ШНива и Мерс поехали попытать счастье на Салехард, Андрей Андреичу по работе пришлось вернуться обратно в Сургут.
Но как говориться не везет так не везет, дальше Надыма мы не уехали, зимник Надым – Салехард был закрыт до 11 января, поэтому мы вернулись домой.
Из запоминающегося,
1. Встреча Марата с сослуживцем Александром, который покатал нас по городу, покормил, и всячески нам помогал. Там же выявили закономерность, названия коньяка который Шамиль взял собой и именами людей которые нам встречались и помогали по пути.
2. В Пангодах ШНива встала и решила дальше не ехать Спасибо Марату и ребятам реанимировали ее
3. Решили покушать в Коротчаево, но лучше бы мы этого не делали, Тетенька попалась просто жесть, в итоге и не поели нормально и на деньги обсчитали и еще всякой гадости нам наговорили
Это все лирика, теперь краткие итоги исходя из целей.
Цели проекта:
• знакомство с отдаленными и труднодоступными поселениями Крайнего Севера
• встречи с местными жителями, посещение краеведческих музеев 2-х округов
• уточнение и запись зимников Югры и ЯМАО
• получить представление о возможностях машин при прохождении зимников Крайнего Севера.
1. Красноселькуп – чистое, тихое, ухоженное село. Является тупиковым ответвлением, дорог дальше нет. Имеется школа, причем новая, музей, церковь, 3е заправки, своя телекомпания, интернет клуб. Связь Ютеил(Ермак). Добраться можно либо по зимнику, вертолет/самолет, по реке Таз.
Надым – город, небольшой, ухоженный, развязка при въезде в город фиг поймешь как проехать , найти кафе поесть, тоже не сразу получилось. Так же не смогли найти кассеты для видеокамеры. Все остальное нормуль.
Пангоды – поселок городского типа. Проехали его насквозь так как трасса проходит по нему, никуда не сворачивали, кафе поесть то же не удалось найти.
2. Записан только зимник Уренгой – Красноселькуп. Что есть зимники Ямала, это отдельная тема Для себя решила измерять их по двум критериям, это количество и протяженность Тундры. К примеру, 2е тундры по 4 км, это фигня, а вот 8 тундр общей протяженностью 90 км, это жесть . Что есть Тундра, выезжаем за город, находим не чищенное поле, и пытаем его проехать, засекаем время, после этого прикидываем, как, с какой скоростью и сколько по времени мы сможем проехать зимник.
3. Ездить по зимниках можно на любой машине, это будет влиять только на качество проезда и время проезда. ШНива просто супер, на обратной дороге ни разу не встала, а к концу зимника обнаглели до того что да же не включали понижайку и блокировку . Тоже можно сказать и о Мерседесе и Сантафе, толи мы научились ездить, то ли еще что, но на обратной дороге почти не застрял ни кто.