OFF-ROAD ЮГРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » OFF-ROAD ЮГРА » FORMULA-ДЖИП-ЭКСПЕДИЦИЯ » Село Юровское


Село Юровское

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

http://uploads.ru/t/v/W/1/vW1Zd.jpg
http://uploads.ru/t/d/E/I/dEIV0.jpg
http://uploads.ru/t/u/p/2/up2Fw.jpg
http://uploads.ru/t/o/b/e/obejD.jpg
http://uploads.ru/t/q/w/0/qw0YJ.jpg
http://uploads.ru/t/5/6/O/56Oq9.jpg
http://uploads.ru/t/C/9/M/C9Mql.jpg
http://uploads.ru/t/Y/c/T/YcTUy.jpg
http://uploads.ru/t/L/t/j/LtjPG.jpg
http://uploads.ru/t/Q/Z/H/QZHec.jpg
http://uploads.ru/t/S/s/f/SsfvN.jpg
http://uploads.ru/t/i/a/N/iaNJn.jpg
http://uploads.ru/t/w/9/C/w9Ceb.jpg
http://uploads.ru/t/e/N/E/eNEMA.jpg
http://uploads.ru/t/x/D/f/xDfzv.jpg
http://uploads.ru/t/k/R/C/kRC2G.jpg
http://uploads.ru/t/C/E/5/CE5ck.jpg
http://uploads.ru/t/5/K/k/5Kk2v.jpg
В общем дело было вечером - делать было нечего. Давненько уже один хороший человек мне сказал, что есть не так, чтобы, очень далеко от Сургута заброшенный храм 17 века. Ну.... Есть и есть. Было интересно, но далее интереса дело тогда (а это было год назад) не продвинулось. Забылось-похоронилось. И вот в понедельник таки созрела мысль махнуть туда на выходных. Ну... с основными законами подлости вы все, надеюсь, знакомы. Это я к тому, что если что-то может пойти не так - то именно не так всё и пойдет. Пока то, пока сё.... в итоге собрались и тронулись в путь хоть и в субботу, зато не утром, а очень даже вечером. Потом выяснилось, что не очень далеко - это не за Салымским постом, как говорилось изначально, а практически в Увате. Привет, блин, любимая до ненависти разбомбленная федеральная трасса. Частично её таки подлатали, но в основном это всё ещё готовый спецучасток для бахи. Вместо обещаных 300 километров пришлось отмахать 400... Съехали с трассы и оп-па.... Действительно посреди поля стоит, правда не храм, а церковь, и не 17 века, а конца 18.... Но какое это в конце- концов имеет значение.
Заночевали прямо в поле, а утром со слов пришедшего полюбопытствовать местного жителя узнали такую историю: На месте поля, где мы ночевали и где стоит церковь, некогда было село Юровское. Село было огромное тысячи на 3 человек. Собственно небольшое поселение этакую махину в жизни не осилило бы. Церковь не действует со времен революции. В 30-х годах у новой власти дошли руки до неё. Точнее до её убранства. Приехали. Описали. Уехали. На следующее утро вернулись... В церкви пусто, а на стропиле висит батюшка.... Сколько уж в этом правды, а сколько домыслов никто, само-сабой не знает. А само село понемногу зачахло и сгинуло с лица земли, оставив от себя только поле поросшее травой, остатки домов в которых, судя по предметам ещё в 60-х теплилась жизнь да небольшой памятник расстреляным в 1919 году белогвардейцами местным жителям ратовавшим за новую власть. Так и стоят они рядом, напоминая потомкам о том что перед вечностью все равны...
Такая вот мини экспедиция.

+2

2

Кирилл а можно координаты в личку, главное же ехать, может тайник заложить чтоб другим интересней было. Главное же ведь куда нить ехать :)

0

3

Блин прикольно!!! А главное не далеко-тоже бы сгонял, но увы-из живых машин тока старенький бобер!!! :dontknow:

0

4

Да Кирилл на самом деле интерестное место. Думаю на будующий год обязательно выделю время для поездки!!!

0

5

А местечко то ей-ей какое веселое

С 1780 года в Сибири начали официально функционировать волости, как организации низовых органов власти с учетом этнического состава населения, рода занятий, податной системы обложения. Демьянск становится областным центром. В составе Демьянской волости, по данным 1782 года, находилось 16 населенных пунктов, в которых проживали 936 мужчин и 977 женщин.
Наряду с Демьянской существовали и другие волости: Юровская, Деньщиковская, Уватская. В каждой волости избирался староста: в Демьянской волости был избран - Петр Вторушин. Сельскую администрацию выбирали на сходах, которые проводились по мере необходимости. Зимой как правило собирались в мирской избе, а летом на улице.

     Присутствующие имели право высказывать свое мнение, большую роль при вынесения решения играли старики. Принимая решение, волостной мир старался облегчить положение крестьян, уменьшить сумму сборов, сократить объем повинностей.
Каждая волость делилась на сельские общества. Эти общества стали создаваться по указу 1833 года для "удобнейшего собрания податей", но в Сибири их создание затянулось. Во главе обществ стояли сельские старосты и почти столько же сборщиков подателей. В Юровской волости их насчитывалось - 80 рублей. На эти деньги нанимали ямщиков, и они выполняли за них эту повинность. Жители также отбывали службу сторожами, содержали хлебозапасные магазины.

     В конце 19 века сельские общества крестьян должны были следить за исправностью мостов, крестьяне Юровской волости (1361 ревизская душа и 740 годных работников) содержали 17 мостов. Жители имели право нанимать людей для ремонта, оплачивая его стоимость.
Кроме дорожной повинности крестьяне исполняли земско-обывательскую гоньбу на трактах на земско-обывательских лошадях, которые содержались крестьянами. К волостным повинностям относилась и обязанность нести службу волостных начальников, судей, доверенных по разным делам, земских заседателей, сторожей, десятников, рассыльных. Волостные сборы в Юровской волости составляли 1 руб. 30 коп. на одну платежную душу.

      К началу 20 века население Юровской волости превышало населения Демьянской. По показателям 1903 года, в волости были два села, 21 деревня и 1 выселок, где пребывали 2069 мужчин и 1793 женщины. Два села - это Буренское со 107 жителями, где в 1872 году была построена церковь, Юровское - 567 человек, церковь выстроена в 1804, Солянская - 290, Стерхова Гора - 220. Население в деревнях было больше, чем в с. Буренском, но они имели только статус деревень, так как в них не было церквей. В этих двух селах располагались и школы. Таким образом население Юровской волости по данным 1903 года было больше Демьянской на 1903 человека, в то же время населенных пунктов было меньше на 18. Это позволяет сделать вывод о том, что здесь древни были крупнее. Цент волости находился в селе Юровском. Кроме волостного правления в нем находились почтовая и земская станции и ссудо-сберегательное товарищество.

      Первое упоминание о д. Солянка датировано  1795 годом. После развала Золотой Орды в наших краях образовался Сибирский Каганат. Затем последовало поражение Кучума Ермаком под Чувашами, Сибирское ханство распалось, и русские купцы получили доступ к торговле с местными аборигенами (ханты, ненцы) вплоть до Обдорска (Салехарда). Купцы спускались вниз по Иртышу и Оби на барках и ладьях, основывали купеческие фактории, которые чаще назывались в честь самих купцов. Заселению территории русскими способствовали также и царские указы о переселении на новые Сибирские и Дальневосточные земли для их освоения. Благодаря этому стали образовываться поселки и деревни, строиться церкви. Каждой территории присваивались статусы волостей и уездов.
Наряду с вольным поселением был не малый приток осужденных, ссыльных и каторжан, из которых образовались отдельные поселения, находящиеся под надзором волостей. Одним из таких и стало место где сейчас находится село Солянка.
Семьи провинившихся путем раскорчевки освобождали площади для посевов, а на пнях ставили дома.

     До Солянки поселение носило двойное название: малая деревня была Мокроусовка, а большая Малиновская. Есть версия, что купцы в деревне имели большие амбары, в которых хранили соль для продажи, так и возникло название «Солянка». Однако до настоящего времени поселение называется Юровским., в силу того, что в течении более чем двух веков центральным населением пунктом было – село Юровское.  В 1795 году в состав Юровской волости входили 19 деревень.
По показателям 1903 года  население Юровской волости составляло 2069 мужчин, 1793 женщин и было больше населения Демьянской волости на 1903 человека. В селе Юровском тогда проживало 567 человек.

      В 1714 году Тобольский митрополит Ф. Лещинский совершил поход на север с целью насаждения православия среди остяков и вогулов.
В 1754 году новокрещенские села Уватского обвинялись в том, что «бросали и топтали святые образа…»
Жизнь крестьянина нельзя было представить без обычаев и ритуалов, складывающихся веками. Родился ребенок – его крестят в церкви, создается семья – здесь же венчают, а пришла смерть – отпевают. В прошлом сельский храм был местом общинных собраний, здесь хранили даже мирскую казну. С появлением русских поселений в Сибири начинается строение русских православных храмов.
 

     В 1800 году состоялся высочайший указ о строении в России (равно как и в Сибири) одних только каменных церквей и о воспрещении строить деревянные. Действие этого указа продолжалось 16 лет. В результате в 1804 году началось строительство каменной церкви в с. Юровское. «Престолов в ней два: первый, главный престол во имя святых праведных Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев в холодном храме, и второй – во имя святых мучеников Флора и Лавра – в теплом храме…»
Все церкви, за исключением Романовской, относившейся к третьему благочинию священника Александра Марсова, относились ко второму благочинию протоиерея Александра Сосунова. Он проживал в  с. Юровском (по данным 1908 года). В состав второго благочиния входили также, по данным 1914 года, приходы Болчаровский, Леушинский, Нахрачинский.

     Содержание церкви лежало на прихожанах. К предметам церковных расходов относились освещение и отопление церкви и вообще церковных строений (20-75 рублей), наем сторожа (около 40 рублей), ремонт и страховка церковных строений, содержание просвирни (от 24 до 60 рублей), другие различные мелкие и непредвиденные расходы по церкви – на служение молебнов, наем писца, церковному старосте и т.д.
Церковные служители получали от своих крестьян особую плату за совершение таинств и обрядов. Два-три раза в год священники объезжали свой приход и собирали «ригу», т.е. добровольные пожертвования в виде хлеба, масла, пушнины, а иногда и деньгами.
По генеральным планам, составленным землемером Глаголевым в 1870-1874 годах сельским храмам принадлежали и земельные угодья.
За свою службу служители церкви получали определенное жалование. По данным 1908 года, священникам платили от 137 до294 рублей, дьяконам – 147 рублей, псаломщикам -35-98 рублей ежегодно.
Каждая из деревень была приписана к определенному приходу. Так. К приходу Юровской церкви приписаны 13 деревень (количество жителей – 2849).
За долгие годы церковнослужители были образованные, с широким кругозором люди. В Юровской церкви служили священниками: Василий Карпов (1863-1889гг.), Иван Попов (1871-1875гг.),Александр Сосунов (1880-1914гг.), Николай Вербицкий (1915-1919 гг.), псаломщиками – Петр Херувимов(1880-1883гг.), Иоанн Любимов (1884-1897 гг.), Яковлев (1897-1900гг.), Василий Понаморев (1900-1902гг.), Георгий Попов (1903-1905 гг.), Семеон Котов (1905-1909 гг.), Леонтий Чешев (1908-1914 гг.), Александр Жуков (1914-1916 гг.),  Алексей Спасский (1917-1918 гг.), Иван Кобылин (1918-1919гг.). В метрической книге этой церкви встречаются также фамилии дьяконов: Тимофея Сосунова, Александра Дьякова, пономарей: Владимира Херувимова, Молокова.

      С момента построения Церкви (1804 г.) в с. Юровское начало образования на территории Юровского сельского поселения. История Солянской школы интересна и необычна, она уходит своими корнями в далекое прошлое 3 века назад.
Главные вехи ее жизни:
Духовные, первоначально переселявшиеся из России в Сибирь, сами обучали детей своих грамоте по церковной азбуке, уставом написанной, Псалтыри и другим богослужебным книгам и с тем вместе нотному церковному пению.
По уставу 1804 года каждый церковный приход или два вместе должны были иметь свое училище, в котором следовало обучать чтению и письму, первым действиям арифметики, основам Закона Божьего.
1871 год - Открыто Юровское училище.
 

     Учительница Юровского училища, открытого в 1871 году, Феоктиста Бобинская в 1897 году пишет Тобольскому губернатору:»… на объявленное мне предписание Вашего Превосходительства от 20.10.1897 г. за № 711 имею честь почтительнейше заявить, что явиться к месту своего служения я в настоящее время не имею возможности вследствие болезни… Я имею честь почтительнейше просить Ваше Превосходительство уволить меня в отпуск и, если возможно, исходатайствовать мне за 25-летнюю службу пенсию…» После ее временного увольнения с 2.11.1897 года сюда назначается учительница Александра Шанковская, а в 1901 году в с. Юровском работает Агрипина Кожевникова.
 

     Школы обычно располагались в общинных зданиях, для их охраны нанимались сторожа, получавшие ежегодно 17 руб. 50 коп. На учебники из казны отпускалась сумма в 27 руб. 50 коп. Учителя - наставники получали 85 руб. Всего на одно учреждение тратилось ежегодно 145 руб.
У каждого из них имелись свои попечители, например в Юровском попечителем был Трифон Стерхов. При училище было общежитие, в котором проживало от 11 до 20 детей, На содержание общежития отпускалось 200 руб. в год.

     1908 год.  окрыто первое передвижное народное училище в д. Солянка Юровской волости. 14 февраля 1908 года Уездный Тобольский Училищный совет назначил учительницей в д. Соляную Елизовету Тимофеевну. В д. Соляной обучалось 10 детей (7 мальчиков и 3 девочки с 9 до 12 лет). В школе изучали Закон божий, святую историю, чтение предварительного понятия о молитве, переносное значение, о Боге, иконе, Символы веры и 10 заповедей Закона Божия, главные события из священной истории Нового завета» и.т.д. В июле 1910 г. окончило  курс 7 мальчиков и одна девочка. В передвижных школах было свое расписание. В понедельник изучали «Молитву духу святому 1 часть», письмо элемента «ш», разложение слов на звуки, знакомство с буквой «Ш», письмо цифры «5», устный счет до 10. Во вторник: молитву «Духу святому 2 часть», письмо пройденных элементов «ч» и «ш», разложение речи слова и знакомство с буквой «п», печатной и прописной, письмо цифры «8» и пели слова «Господи помилуй» и «Слава Отцу» и т.д. 

     С осени 1914 г. по 1916 годы учительствовать в трехклассной школе в деревушке Солянка Юровской волости (Стива) Стефанида Петровна Доронина. Позади поля, за ними тайга. Всего-то изб – тридцать; ни какой интелегенции, кроме самой Стивы, даже попа не было. Может быть, и дело, но там ей нравилось, и работала она на полный разворот души, по своему усмотрению и вдохновению. Одна вела все три класса с ребятишками, приходившими с ближних деревень. В ненастье, в морозы проводила вечера с детьми, оставшимися ночевать в школе. Нои в одинокие вечера не скучала, готовилась добросовестно к урокам, много читала, раздумывала, мечтала о революционной деятельности.
Весной 1916 года Стефанида Петровна поехала в г. Тобольск на курсы по переподготовке учителей. После курсов уехала в Москву, чтобы посвятить жизнь активной революционной борьбе.
(из воспоминаний И.П. Доронина).
 

     Под влиянием революционных идей политссыльных Стефа становится профессиональным революционером. Вместе с мужем Петром (Иосиф) Хотеенковым они вели подпольную работу среди рабочих г. Москвы, г. Омска.
С установлением Советской власти в г. Омске Стива и Петр очень много работали. В связи с резким ухудшением здоровья, возвратились в с. Демьянское, где тоже была провозглашена Советская власть.
Но вскоре совершился белогвардейский переворот. Начали аресты активных борцов за Советскую власть. С севера подошел к пристани пароход «Станкевич» с карателями. Был арестован П. Хотеенков и заключен в Тобольскую каторжную тюрьму, затем отправлен в г. Омск, откуда ему удалось бежать. В марте 1919 года после жестоких пыток расстрелян колчаковцами.
 

     Весной 1920 года у села Нового вымыло из прибрежного песка труп женщины. Крестьяне этого села вызвали из Демьянского Дорониных. Приехав Агафья Петровна, мать Стефы, с ужасом и горем опознала в исколотом трупе свою дочь. Тут же в с. Новом и похоронили героиню-большевичку, позднее поставили обелиск. В 1986 году прах ее был перевезен в с. Красный Яр и поставлен памятник.
 

     20-е годы ХХ века. в с. Юровское учительствовали Евлания Васильевна Медведева и Зоя Сергеевна Белкина. Евлания Васильевна проживала в школе. Ночью в школу ворвались мятежники и начали обыск. Утром Евланию арестовали вместе с учительницей Зоей Сергеевной Белкиной, Но Зоин дядя отговорил отпустить ее., а вечером посадили в сани и повезли короткой дорогой от Моховой в сторону Увата. Сани остановились недалеко отречки, где стояла мельница. Девушке приказали раздеться до нижней рубашки, а затем выстрелили в спину. Еля повернулась и в это время ей вонзили штык. На следующее утро брат Евлании тайно отвез ее труп. Евланию Васильевну похоронили на Буренском кладбище. В 1967 году прах ее был перенесен на Кошелевское кладбище в братскую могилу…

+1

6

Скатались на днях из Стрежевого в Юровск, зарыли символичный кладик(То, что было под рукой)))) Карту можно найти в церкви.
Кто будет искать, захватите с собой МД и фотоаппарат)

http://sc.uploads.ru/t/B4igx.jpg
http://sa.uploads.ru/t/a13hS.jpg
http://sc.uploads.ru/t/80aRc.jpg
http://sb.uploads.ru/t/HSZvP.jpg
http://sc.uploads.ru/t/OqsdI.jpg
http://sc.uploads.ru/t/2wCmr.jpg
http://sc.uploads.ru/t/T1u85.jpg
http://sa.uploads.ru/t/lAtQ6.jpg
http://sc.uploads.ru/t/aqnWI.jpg
http://sc.uploads.ru/t/EY0Hv.jpg
http://sa.uploads.ru/t/tFc7W.jpg
http://sb.uploads.ru/t/fdK5l.jpg
http://sc.uploads.ru/t/dCNxQ.jpg
http://sb.uploads.ru/t/M2HmF.jpg
http://sb.uploads.ru/t/t53fZ.jpg
http://sc.uploads.ru/t/gf0Up.jpg
http://sa.uploads.ru/t/wJkRM.jpg
http://sc.uploads.ru/t/QaCJ8.jpg
http://sa.uploads.ru/t/Ft9ky.jpg
http://sa.uploads.ru/t/WXQ9B.jpg
http://sc.uploads.ru/t/muGaE.jpg
http://sa.uploads.ru/t/UjqBz.jpg
http://sb.uploads.ru/t/TiaeE.jpg
http://sc.uploads.ru/t/r2F0N.jpg
http://sc.uploads.ru/t/ECci5.jpg
http://sb.uploads.ru/t/0DGgA.jpg
http://sb.uploads.ru/t/XQa7s.jpg
http://sc.uploads.ru/t/9Nd0e.jpg

Отредактировано Denis_K (2014-05-06 00:35:52)

0


Вы здесь » OFF-ROAD ЮГРА » FORMULA-ДЖИП-ЭКСПЕДИЦИЯ » Село Юровское